yurvass (yurvass) wrote,
yurvass
yurvass

Один день в Мариинске с экскурсоводом Олесей Степаненко


На снимке: момент спонтанной дискуссии участников экскурсии с сотрудниками музея около экспозиции, посвященной политическим репрессиям 1930-1950-х годов.

Олеся Степаненко, наш мариинский гид, начала экскурсию с места, расположенного вблизи от обелиска, установленного на месте братского захоронения борцов за Советскую власть.


На снимке: наша группа рядом с обелиском братского захоронения борцов за Советскую власть

Как оказалось, неподалеку от обелиска находится бюст российского императора Александра II. Благодаря императору Александру II, поселение Кийское получило свое теперешнее название Мариинск. Название было дано в честь супруги императора Марии Александровны. Переименование Кийского в Мариинск состоялось в 1857 году, через год после присвоения ему статуса города. Бюст императора был установлен в центре города в 1914 году, но в 1917 году передан в томский музей, где он и находится по настоящее время. В 2009 году была установлена точная копия прежнего бюста, в том же самом месте, где находился оригинал.



В XIX веке Мариинск был местом сибирской ссылки декабристов и вольнодумцев.
Мариинск после революции стал одним из центров Сибирских лагерей особого назначения (Сиблон). В 1935 году Сиблон был переименован в Сиблаг. Лагерное управление размещалось в Мариинске в 1933-1935 и 1943-1960 годах. По словам нашего экскурсовода, это управление размещалось в том самом здании, которое мы видим за бюстом императора Александра II.



Во времена существования Сибирского исправительно-трудового лагеря (Сиблаг) через город прошли тысячи заключенных. Какая-то часть из них – известные люди, такие как певица Л.Русланова, актер С.Мишулин, узбекский поэт Усман Насыр, режиссер Московского театра для детей «Синяя птица» и жена маршала Тухачевского Н.И.Сац, архитектор П.Барановский, военачальник К.К.Рокоссовский.

В километре от Мариинска находится православно-мемориальный комплекс в память о жертвах Сиблага. Он располагается на въезде в Мариинск со стороны города Кемерово.

За воротами, отгораживающими православно-мемориальный комплекс от автотрассы, установлен стенд-путеводитель, открывающийся словами: «Мемориал представляет собой комплекс архитектурно-художественных композиций, несущих большую эмоционально-смысловую нагрузку».



На входе в православно-мемориальный комплекс расположен стенд, разъясняющий правила поведения на территории Храма.

Храм в честь святой Анастасии – это большая восьмигранная однокупольная кирпичная часовня. Она имеет главный вход с крыльцом, в цокольный этаж можно попасть через лестницу, находящуюся в храмовой части часовни. Возле входа установлены крест и икона Великомученицы. Высота часовни составляет 32,5 метра. Она оштукатурена и выкрашена белой краской, купола позолочены. Часовня была запроектирована на 50 прихожан.



Святая Анастасия родилась в Риме в конце 3 века в богатой и знатной семье. Тайно, в нищенской одежде, она посещала темницы, где томились узники-христиане, кормила и поила заключенных, исцеляла от болезней, поддерживала их дух. За подвижническую деятельность она была подвергнута жестоким пыткам и мукам, но не изменила вере.

Открытие Часовни Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – небесной покровительницы всех несправедливо осужденных и утешительницы заключенных, а также Мемориала в память о жертвах политических репрессий состоялось 14 августа 2009 года.

Как нам сообщила экскурсовод, эта часовня одновременно с мемориалом жертвам Сиблага была построена всего за 10 месяцев. В состав мемориала вошли узкоколейка, означающая каторжный труд и тягот, тюремный барак как символ неустроенности быта заключенных, а также «Холм памяти» как условная могила всех погибших в годы репрессий.



Фрагмент узкоколейки, ведущей к бараку, символизирует, по-видимому, путь неоправданно тяжелого труда заключенных и постигших их лишений.



Фрагмент барака для заключенных символизирует, по мнению авторов комплекса, скудность и неустроенность лагерного быта.

«Холм памяти» как условная могила всех погибших в годы репрессий находится в центре композиции. Гипертрофированные тачка и кирка призваны символизировать непомерный и непосильный труд заключенных. Рядом находится накат из массивных бревен. Он расположен над щелью под землю, откуда, если верить записи на входном стенде, по ночам струится красный свет.



На территории Мариинского района располагалась подземная «расстрельная» тюрьма, где содержались военачальники и священнослужители. Число погибших в ней неизвестно до сих пор, но предполагается, что это были десятки тысяч людей.

За холмом памяти расположена «Расстрельная стена» с пулевыми отверстиями и силуэтами людей как символами конца пути многих заключенных.


На снимке: фрагмент дощатой стены с пулевыми отверстиями и силуэтами людей – это композиция «Расстрельная стена».

Немного отступая от последовательного описания православно-мемориального комплекса, нужно, на мой взгляд, отметить существование будто бы реального расстрельного места вблизи Мариинска. На этом месте родственником одного из расстрелянных заключенных установлен памятный камень с православным крестом.


На снимке видно как группа наших товарищей выдвигается от памятного камня к непосредственному месту расстрела заключенных.

Ближе к выходу на центральную аллею православно-мемориального комплекса размещена композиция из бревен с обломком рельса и с текстом, призывающим посетителя ударить билом (чугунная доска с колотушкой), чтобы звук этого сигнала превратился в «поминальный плач по невинно загубленным душам».



Обломок рельса и металлическая колотушка подвешены к перекладине арки, расположенной рядом с «расстрельной стеной»

От композиции из бревен с обломком рельса есть выход по дощатому настилу на центральную аллею. Центральная аллея приводит непосредственно к часовне Святой великомученицы Анастасии, где посетителям предлагается завершить приобщение к памяти жертвам Сиблага молитвой и поминальной свечой. Возле часовни подрастает заложенный тогда же, в 2009 году, кедрово-сосновый бор – более 1000 деревьев. Есть дерево, посаженное губернатором А.Тулеевым.



На входе в часовню Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы наш экскурсовод Олеся Степаненко завершает свой рассказ о православно-мемориальном комплексе.

После непродолжительного товарищеского обеда в каком-то уютном кафе города Мариинска мы переехали в Мариинский музей для ознакомления с экспозицией «Политические репрессии 30-40-50-х годов». Как оказалось, эта экспозиция состоит из нескольких разделов – «Земляки поневоле», «Репрессии по национальному признаку», «Творческий Сиблаг», «Следы Сиблага».


На снимке: карта так называемого творческого Сиблага в составе экспозиции политических репрессий 30-40-50-х годов.


На снимке: экспозиция устройства барачного помещения, символизирующая, по-видимому, скудность и неустроенность лагерного быта заключенных.

В музее мы снова услышали уже знакомые нам имена известных людей, прошедших через Сиблаг в те трагические времена. Сотрудница музея немного волновалась и время от времени, в процессе разговора с нами, пользовалась своими конспектами. Некоторая ее неуверенность и нервозность была естественна, потому что мы знали, что ей нечасто приходится разговаривать с незнакомыми людьми на тему политических репрессий. В начале экскурсии Олеся Степаненко говорила нам о том, что за прошедшие 2,5 года наша группа единственная сделала заявку на экскурсию в Мариинске по местам политических репрессий.



Будучи людьми неравнодушными к судьбе родного Отечества, мы озабочены проблемой слабого социального иммунитета наших сограждан к вредоносным информационным вирусам, которые исходят от врагов России, проклинающих всё советское и оправдывающих фашизм.



Разумеется, мы не говорим о том, будто в СССР не было политических репрессий. К сожалению, были. И достаточно многочисленные. Это тяжелые, трагические страницы нашей истории, оспаривать существование которых столь же бессмысленно, сколь деструктивно.

Однако в девяностые годы недругами нашего государства были сконструированы мифы о репрессиях, цель которых – создание ужасающей картины, преднамеренно и конкретно стирающей различия между репрессиями со стороны советской власти и преступлениями нацистов. Настойчивые попытки объявить всех жертв репрессий невиновными осуществляются одновременно с попытками внедрить в сознание ныне живущих российских граждан чувство вины за политические репрессии.

Главным рупором русского покаяния за «грех политических репрессий» выступает международное «историко-просветительское» общество «Мемориал». Оно же было учредителем печально известного музея «Пермь-36», недавно закрытого благодаря патриотической общественности России. Уравнивание коммунизма с фашизмом, фанатичная героизация диссидентов, а главное, демонтаж великой Победы как преграды на пути к «полноценному покаянию народа» – вот что было изначально замышлено под видом того «музея».

Что касается Кузбасса, то поддержка региональными властями мемориальных комплексов и музеев политических репрессий пока носит, на мой взгляд, не вредоносный, а охранительный характер. Буржуазная по сути, с криминальным душком, власть пытается, с одной стороны, поддерживать историческую память населения о трагических страницах нашей истории, что похвально, а с другой – заявлять о себе как о более справедливой по сравнению с советской властью, что сомнительно, а точнее – ложно.


Фото на память в краеведческом музее с экскурсоводом Олесей Степаненко (в центре)

В заключение от себя лично и от всех моих товарищей выражаю искреннюю благодарность Олесе Степаненко и всем ее коллегам за дружеское содействие в реализации задуманной нами экскурсионной поездки в Мариинск по историческим местам этого старинного, по сибирским меркам, города.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments